Полезные сказки

Сказкотерапия -очень новое направление практической психологии и часто, из-за ассоциаций с детством, сказкой, представляющееся чем-то не серьезным и предназначенным только для детей. Это не так. Конечно, чаще специалисты этого направления используют данный метод для работы с детьми. Но и со взрослыми он очень эффективен.

 Психотерапевтическая сказка позволяет упростить те мысли , который необходимо донести или проработать с клиентом.

Это как-будто вместо объяснения теории , учитель сразу говорит: «Ну, например…», и буквально «на пальцах» рассказывает о сложных и непонятных вещах.

 

Сказкотерапевт подбирает или сочиняет сказку ( историю, притчу) герой которой переживает похожую ситуацию с той, с которой к нему обратился клиент. Это помогает осмысливать происходящее, не навязывая готового решения, а через понимание схожести положения примерить на себя чужой опыт.

 

Также психотерапевтические сказки помогают воспитывать ребенка, давая материал для переживаний, осмысления и принятия каких-то внутренних решений.

 

Как это работает? Давайте я приведу пример сказки и потом это объясню .

 

 

 Девочка Надя и Баба Яга

Жила-была маленькая девочка Надя. Жила она с мамой и папой на краю деревни. Все у них было хорошо, только иногда, как и все маленькие дети, Надя капризничала и не слушалась маму.

Как-то раз пошли Надя с мамой гулять в лес, а в лесу так хорошо! Пахнет земляникой и грибами, кругом поют птички, солнышко светит ярко-ярко. Долго Надя с мамой гуляли и любовались лесом, устали и решили отдохнуть. Мама легла на мягкую травку и вскоре заснула. Надя сначала сидела рядом и играла с Божьей коровкой, а когда та улетела, Наде стало скуч­но, и она пошла одна гулять по лесу.

Она так увлеклась, что не заметила, как заблудилась. Надя шла и шла, все дальше и дальше в глубь леса, и вдруг увидела избушку. Не успела она туда войти, как коварная Баба Яга схва­тила Надю за руку и закричала: «Ага, попалась, непослушная дев­чонка! Сейчас я тебя съем». Баба Яга застучала своими острыми зубами. Надя так сильно испугалась, что от страха закрыла глаза. А Баба Яга порычала еще немного и сказала: «Ну ладно, сегодня я тебя есть не буду, я уже поужинала и хочу спать. А ты, каприз­ный ребенок, прибери в избе, вымой пол и помой посуду». С эти­ми словами страшная и злая Баба Яга заперла дверь и легла спать.

Наутро, когда Баба Яга проснулась, она даже не узнала свою избу: все в ней было прибрано, пол вымыт и посуда блестела. А наша Надюша сидела в углу и плакала, она так хотела вер­нуться домой к ласковой маме. Злой Бабе Яге стало стыдно, она сжалилась над девочкой и сказала: «Ну что ты хнычешь, маленькая девочка, когда у меня праздник, ведь моя избушка никогда не была такой чистой и красивой, как сейчас. Мне очень это приятно, спасибо тебе». И теперь уже добрая Баба Яга испекла пирог и угостила Надюшу, а потом проводила ее до тропинки в деревню, и они расстались добрыми друзьями. А дома Надю давно ждали мама и папа.

 

Итак. Это так называемая «воспитательная сказка». Ее можно читать детям старшего дошкольного возраста. Обычно именно в это время возникают проблемы с уборкой игрушек, и в целом послушания. Прочитав эту сказку ребенку с ним можно обсуждать следующие вопросы:

·    

     Как получилось, что Надя осталась в лесу одна и чем это в принципе может грозить ребенку?

·         Кто такая Баба Яга и зачем она живет в лесу? Приносит она пользу или вред? Зачем пугает детей? Хорошо ли бы было, если бы на свете не существовало злых Бабов Яг?

·         Чем мама похожа на Бабу Ягу , а Баба Яга на маму?

·         Всегда ли мы делаем только то, что хотим? Что может нас заставить делать неприятные, но необходимые дела?

·         Почему Баба Яга отпустила девочку домой? И как бы ты повел (а) себя на месте Нади?

 

 

Видите, сколько полезных вопросов можно обсудить с ребенком прочитав такую маленькую сказку!

 

И еще одна существенная польза воспитательной работы именно таким методом: у ребенка нет ощущения что ему что-то навязывают или его ругают, ведь обсуждение идет не его или его поступков, а совсем другого персонажа. И он не защищается от той информации, которую опосредованным способом доносит до него сказка.

 

            Теперь еще один важный аспект психотерапевтической сказки. Иногда меня вообще спрашивают: «А зачем сочинять какие-то специальные сказки, зачастую сомнительные по своей художественной ценности, простенькие и транслирующие в основной одну генеральную мысль,  если есть большое количество народных сказок, авторских литературных произведений, которые представляют и гораздо большую художественную ценность и несут множество мыслей, разноплановых переживаний и образов?» 

 

Отвечаю: психотерапевтическая сказка – это инструмент. Это не литературное произведение. Оно ценно как раз своей однозначной направленностью. Тем что под конкретную задачу- мы можем подобрать или сочинить  конкретную историю. Причем конечно мы пользуемся и народными сказками, и притчами. Во время психотерапии может возникнуть метафорическая параллель с героем известного литературного произведения или даже с персонажем фильма или телесериала. Но глубина такой работы зависит от культурного уровня клиента, его начитанности, его возраста. Это все усложняет.

 

Мы не можем давать клиенту задание – прочитать большое литературное произведение. А вот психотерапевтическую сказку – можно прочитать быстро, а часто она вообще сочиняется на ходу.

 

Психотерапевтическая сказка – это предмет для разговора. Но еще одна ее несомненная ценность в том, что даже в отсутствии психолога или психотерапевта – эти сказки работают. Главную мысль – обязательно донесут и заставят о чем-то подумать. :-)

 

Марина Игоревна Локоткова.

Прием психолога в Нижнем Новгороде. Запись по телефону: контактная информация и цены

Обучение

  • Субботние встречи +

     Занятия по субботам: В следующую субботу, 18 мая, тема встречи"Как научиться видеть , чувствовать и удерживать свои границы". Если Вы решились Read More
  • 1

Новые публикации

  • Первое свидание. Не строим планов +

    Когда мужчина и женщина оказываются вдвоем, она думает:- Наконец-то мы вместе!,а он:- Наконец-то мы одни!(с) народное наблюдение Есть особая ошибка Read More
  • Первое свидание. Удержаться от понтов +

    На первом свидании надо проявить себя с самой лучшей стороны, поэтому Зинаида взяла с собой термос с борщом. (с) Анекдот Read More
  • Первое свидание. Говорим правду про возраст +

    « Лидии было сорок, днем ей можно было дать тридцать, а вечером, при надлежащем освещении, – двадцать пять. В тех Read More
  • Уроки сказочных сюжетов. Золушка или «эффект Зейгарник» +

    — А теперь слушай сюда, в последний раз предупреждаю… — инструктировала Фея Золушку. — Спиртное на балу не хлестать! Это Read More
  • Быстро поднятая самооценка, не считается упавшей +

    Я считаю, что очень неправильно в принципе, называть самооценку низкой или высокой. Потому что самооценка это не качество. Это по Read More
  • Пережить горе и не «заплыть» +

    В последнее время хочется открыть у себя на сайте рубрику: «Баба- Яга против». Потому что все чаще в сети наталкиваюсь Read More
  • «Невозможно есть твой борщ!» +

    Так как я современный человек, то жизнь в соц. сетях не проходит мимо меня, хотя я и сопротивлялась этому сколько Read More
  • Тест : Ваша роль в отношениях +

    Ваша роль в отношениях «Но я играю эту роль, как две сестры - любовь и боль, живут во мне необъяснимо….»Состояние такое Read More
  • Тест для женщин "Моя роль в семье" +

    Этот блиц-тест мною был придуман в тот момент, когда рождалась моя авторская программа о сценариях отношений в семье. Он позволяет Read More
  • 1
Яндекс.Метрика